Белтейн также известный как «Майский день» — кельтско-гэльский языческий праздник, отмечаемый 1 мая, на полпути между весенним равноденствием и летним солнцестоянием. Это второй весенний праздник (первый Остара, праздник весеннего равноденствия), он знаменует собой наступление лета.
На вопрос читателей, почему мы уделяем столь пристальное внимание этому и другим праздникам кельтского происхождения, поясним, что они в той или иной форме есть у большинства народов. Например, у славян 1 мая отмечается Живин день. Он посвящён богине весны, жизни и плодородия — Живе. И его традиции сходны с традициями Белтейна.
Языческие праздники – это энергетически сильные точки года, знаменующие начало нового этапа в годовом цикле природы. Люди, жившие некогда на лоне природы, наблюдавшие ее и стремящиеся жить с нею в резонансе такие точки ощущали очень сильно. В современный обиход эти праздники вошли с Виккой и другими популярными ныне направлениями неоязычества.
Итак, традиции Белтейна.
Традиционно проводимый как праздник огня, он включает большой костер, являющийся центром празднования. Цель праздника – попрощаться с суровыми условиями зимы и обеспечить процветание следующим летом. Люди танцуют и пируют, чтобы почтить возрождение Природы, ее цветение, которое со временем станет богатым урожаем.
Через этот костер принято прыгать, чтобы очиститься через его огонь.
Другая известная традиция — танец у майского шеста, украшенного цветными лентами, струящими сверху вниз. Танец вокруг него, со множеством поворотов, вращений это сакральное действо, направленное на создание будущего процветания, урожая, плодородия.
Основная идея Белтейна — соединение двух частей для получения третьей. Первый же пример этого тезиса, что приходит на ум, это именно плодородие, объединение женской и мужской энергий ради создания новой жизни.
Земля тоже рождает новую жизнь через соединение семени и питательной среды своего лона, влаги и тепла. Белтейн — это время, посвященное любви и браку Богини и Бога, союзам в природе и в социуме. В нем доминируют энергии сексуальности, любви, романтики, полового влечения, танцев, свободы и красоты.
Белтейну предшествует Вальпургиева ночь – одна из самых магических в году. Ее празднуют повсеместно, но с учетом магических традиций каждого региона. Согласно преданиям, в эту ночь ведьмы и колдуны собираются на свои шабаши, на которых держат совет и танцуют всю ночь напролет. Традиция Вальпургиевой ночи гораздо моложе традиций языческого Белтейна. Эта ночь названа так в честь святой Вальпургии (Вальбурги), саксонской принцессы раннего Средневековья, в жизни и после смерти способной творить чудеса. Примечательно, что на ее изображениях часто присутствует пес, проводник за грань бытия, а также горы и липы, форпосты подземного мира.
Самайн наоборот
В кельтском календаре есть два самых важных праздника — Белтейн и Самайн, делящих год на две равных половины.
Эти даты были связаны с важнейшими вехами скотоводческого календаря — выгоном скота на летние пастбища в первые числа мая и возвращением его в стойла на зимний период — к 1 ноября.
С древности обряды, приуроченные к этим двум праздничным дням, имели большое сходство между собой, так как по существу смысловое значение их совпадало: обрядовыми действиями люди стремились обеспечить благополучие своей семьи, всей общины, сохранить основу их благосостояния — скот и посевы. Как и на Самайн, центральным ритуалом праздника Бельтайн было разжигание больших костров.
Бельтейн — это время, когда потусторонний мир соприкасается с миром людей, равно как и на Самайн. Считалось, что в это время настежь открыты двери в Иной мир, и тем, кто встанет рано утром, нередко достаются дары обитателей тонких миров.
Бельтейн – это время обретения сил и осуществления желаний.